Программа индивидуального развития
ученика 3 класса Долгова Егора
«Хочу всё знать!»

1. Пояснительная записка
Наше образовательное учреждение МБОУ «Октябрьская СОШ», работая над проблемой «Личностно-ориентированный подход в обучении как средство развития профессионального уровня учителя и самореализации ученика», ставит перед собой задачу - формировать в каждом ребенке личность. В программе развития муниципального образовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» на 2011-2015 годы записано: «Создание в школе образовательной среды, обеспечивающей личностную ориентацию в обучении и воспитании в соответствии с индивидуальными возможностями личности».
Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Мною составлена и утверждена Методическим советом школы программа индивидуального развития под названием «Хочу всё знать!»,которая отражает современные тенденции и требования к воспитательной работе с детьми в общеобразовательных учреждениях.
2. Актуальность программы
Часто дети, несмотря на хорошие умственные способности, учатся посредственно и даже могут попасть в разряд неуспевающих. Что делать, если ребёнок совсем не проявляет тяги к учёбе? Как поступить, если успеваемость, а то и посещаемость в школе сильно упали? Почему иногда дети не хотят учиться? Как быть? Что с этим делать? Часто возникает ситуация, когда по тем или иным причинам ребенок просто не хочет учиться. Обычно это выясняется в первом-втором классе. Дошкольники редко бывают ленивыми - чаще родители страдают от их неуемной активности. Но в школе начинаются проблемы, большую часть которых родители склонны описывать емким словом "лень". Нежелание учиться может быть вызвано разными причинами. Одни дети теряют интерес к учебе уже ко второму классу, другие - в четвертом-пятом, третьи - в подростковом возрасте. Если же ребенок не хочет учиться с самого начала, причина, как правило, в его психологической неготовности к школе. Совсем иной случай, когда развитие в норме, но не сформирована учебная мотивация. Ребенок как бы застрял в "игровом" периоде. Именно так обстоят дела с моим учеником – третьеклассником Долговым Егором – учиться может, но не хочет.
Как ни странно это прозвучит для людей старше тридцати, но сегодняшние дети часто не хотят учиться по очень простой причине: они совершенно не знают, для чего это нужно. Для них объявление о том, что они должны учиться, - пустой звук. Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни. Наши дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые если и учились чему-нибудь хорошо, то явно делали это отнюдь не в школе. И тем не менее эти люди прекрасно (зачастую гораздо лучше, чем ратующие за образование родители) "устроены" в жизни. К тому же ученики начальной школы в большинстве своем не очень способны к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ними через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки - непосильный труд для их разума.
Детей этого типа особенно много в крупных городах, но и в сельских школах их уже немало.
Исследуемый мною ученик при поступлении в школу показал обширный кругозор, хорошую память, большой словарный запас, наличие логического мышления. Но в процессе школьной жизни он не показал ожидаемого.
Такие дети в школе не редкость, поэтому я решила наметить пути развития личности данного ребенка, составив программу индивидуального развития «Хочу всё знать!» Когда планка для достижений высока, а уверенность в успехе велика, значит, человек оценит себя в целом позитивно. Следствие - активность, продуктивность, авторское отношение к происходящему. В основе программы - нравственная аксиома: "У меня все получится, мои ошибки - не препятствие. Я достоин того, что мир благосклонен ко мне".
3. Паспорт программы
Наименование программы |
Программа индивидуального развития ученика 3 класса
Хочу всё знать! |
Автор |
Григорьева Любовь Николаевна,
классный руководитель 3 класса МБОУ «Октябрьская СОШ» Мариинско – Посадского района ЧР |
Основание для разработки программы |
Проблема: как заинтересовать ребенка учебой? |
Цель программы |
Создать условия для раскрытия и развития индивидуальных способностей, творческого потенциала ребёнка для формирования адекватной самооценки. |
Задачи программы |
1. Составить индивидуально - характерологический портрет учащегося на основе диагностического наблюдения, наметить пути развития.
2. Разобраться в причинах, из-за которых многие дети проявляют отсутствие интереса к получению знаний
3. Создать благоприятные условия для интеллектуального, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка на основе сотрудничества школы и семьи.
4. Стимулировать самораскрытие, самовыражение и самосовершенствование личностных качеств, творческих способностей, учить осознавать роль личной ответственности за достижение результата
5. Использовать активные формы внеклассной и внешкольной работы, занятий, стимулирующих детские рефлексивные умения, адекватность самовосприятия. |
Сроки реализации |
Программа рассчитана на 2 года - 2011-2013г.г. |
Основные мероприятия |
- Обеспечение участия данного ученика в мероприятиях различных уровней.
- Привлечение к научно - исследовательской работе, олимпиадам, творческим конкурсам, интеллектуальным играм, спортивным мероприятиям.
- Привлечение к организации общественных дел в классе.
- Психологическое сопровождение класса и ученика.
- Вовлечение в сферу дополнительного образования |
Исполнители мероприятий |
Классный руководитель, администрация школы, учителя- предметники, психолог, медицинский персонал, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, библиотекарь и родители. |
Степень реализации программы |
Программа находится в процессе реализации |
Ожидаемые результаты |
1. Ученик имеет адекватную самооценку, уверенный, любознательный ребёнок.
2. Ученик имеет представление об особенностях собственных психических процессов и учится управлять ими.
3. Ученик увлекается каким – либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности и стремится проявить себя.
4. Ученик владеет навыками самостоятельной организации деятельности и первичными навыками рефлексии.
5. Родители заинтересованы и активно участвуют в развитии познавательных способностей своего ребенка. |
Принципы реализации программы |
1. Личностно-ориентированный принцип:
б) адаптированности (ученик должен комфортно себя чувствовать в школе, найти свое место в классном коллективе);
в) развития (ощущения продвижения вперед, достижения поставленной цели);
г) успешности (создание атмосферы раскованности, атмосферы успешности (по Л.В.Выгодскому).
1. Принцип дифференцированности - учет возрастных особенностей и специфики работы с учащимися.
2. Принцип диалогизации - позиции взрослого и ребенка считаются равноправными.
3. Принцип последовательности и систематичности (по В. А. Петровскому).
4. Принцип гуманизации отношений в классном коллективе.
5. Принцип комплексности (психолог, учителя предметники, администрация, классный руководитель)
6. Принцип многоаспектности - сочетание различных направлений (социального, психологического, образовательного) целевой профилактической работы.
7. Принцип оперативности и гибкости (воспитательный процесс динамичен, имеет возможность отклониться от намеченного плана в силу объективных причин ). |
4. Методы и формы реализации программы:
1) Общая диагностика:
u Мониторинг
u Анкетирование ребенка и родителей
u Опрос
u Беседа
u Анализ документов
u Наблюдение
2) Психологическая диагностика:
u Социометрия
u Самооценка
u Изучение внимания.
u Изучение памяти.
u Изучение словесно – логического мышления.
u Эмоционально – личностная сфера.
u Межличностные отношения в семье.
3) Методы и формы педагогического воздействия
u Убеждение
u Пример
u Разъяснение
u Пожелание
u Создание ситуаций
u Совместное изучение результатов деятельности
u Внушение
u Тренинг
u Беседа
u Просьба
u Совет
u Одобрение
u Наблюдение
u Ведение учета, записей, дневника
u Соревнование
u Поощрение
u Создание ситуаций успеха
4) Сотрудничество с родителями:
u Беседы
u Анкетирование
u Консультации
u День открытых дверей
u Родительские собрания
u Классные и школьные мероприятия
5. Модель реализации программы
6. Этапы реализации программы
Реализация программы предполагает 3 этапа.
1 этап – информационно-аналитический
Задача этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия. На данном этапе для сбора и анализа как можно больше объёма фактической информации, используются различные методы.
2этап – организационно-деятельностный
Задача – составление и реализация индивидуального плана развития. Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план, в котором предполагается:
-выявление проблем;
-выявление имеющихся ресурсов;
-планирование деятельности по достижению цели;
-определение степени риска.
Определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных целей на предстоящий период, включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию.
3 этап – результативно-диагностический.
Задача данного этапа - углубленное психолого-педагогическое изучение развития ребёнка, выявление уровня развития его индивидуальных способностей за определённый период. Приоритетные направления: диагностика познавательной деятельности, сферы межличностных отношений и эмоционально-личностной сферы. Составляется карта успешности развития ребёнка. Контрольная диагностика результатов развития познавательных способностей наметит дальнейшие пути самосовершенствования.
7. Основное содержание программы «Хочу всё знать!»
В программе 4 тематических модуля, которые определяют основные направления воспитательного сотрудничества учителя, ученика и родителей и способствуют достижению поставленной цели.
Модуль «Мой мир знаний» |
Направление деятельности |
Интеллектуальное развитие |
Задачи |
1.Выявление индивидуальных способностей
2.Осуществление перехода на более качественный уровень получения и усвоения знаний.
3.Формирование внутренней потребности к получению полноценного образования и постоянному пополнению знаний.
4.Развитие опыта самопознания, самораскрытия, самовоспитания |
Формы и методы работы |
1.Диагностика учебной мотивации
2.Диагностика психических процессов: памяти, мышления.
3.Система классных часов «Учись учиться».
4.Привлечение к занятиям в предметных кружках.
5.Активное пользование средствами добывания знаний (библиотека, Интернет)
6.Организация познавательных экскурсий.
7.Психологические тренинги, игры, мониторинг результата.
8.Участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, конкурсах
9Исследовательская деятельность, научно- практические конференции.
10.Диагностика уровня обученности |
Модуль «Я - человек» |
Направление деятельности |
Нравственно - эстетическое |
Задачи |
1.Формирование представления об общечеловеческих ценностях добра, красоты, нормах поведения.
2.Формирование навыков группового взаимодействия.
3.Формирование толерантности.
4.Воспитание любви к Родине, положительного отношения к обществу.
5.Формирование позитивной самооценки
6.Развитие творческих способностей |
Формы и методы работы |
1.Понятие о социально- нравственных качествах и критериях их оценки
2.Система классных часов «Самостоятельность, самообразование, самоуправление».
3.Посещение театров города, цирка и т.п..
4.Конкурсы для мальчиков.
5.Психологические тренинги, тесты
6.Вовлечение в мероприятия различного уровня
7.Организация диспутов, обсуждений. Анализ ситуаций
8.Участие в благотворительных акциях.
9.Диагностика уровня воспитанности
10.Диагностика нравственной направленности личности |
Модуль «Я и мое здоровье» |
Направление деятельности |
Спортивно-оздоровительное |
Задачи |
1.Выявление уровня физического развития
2.Пропаганда здорового образа жизни.
3.Взаимодействие с медицинскими учреждениями для построения индивидуальных карт здоровья.
4.Развитие навыков личной гигиены и самообслуживания
5.Формирование положительного отношения к занятиям спортом и активному образу жизни |
Формы и методы работы |
1.Тестирование общего физического развития
2.Классные часы на тему гигиены и здорового образа жизни
3.Ежедневная зарядка и закаливание
4.Консультации педиатра.
5.Профилактические беседы с врачами
6.Туристические походы
7.Посещение спортивной секции.
8.Спортивные мероприятия, соревнования. |
Модуль «Я – член семьи» |
Направление деятельности |
Социальное партнерство |
Задачи |
1. Психолого-педагогический всеобуч родителей.
2. Организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов с целью развитие познавательных интересов.
3.Организация совместной работы по совершенствованию физических качеств, укрепление здоровья, социализации. |
Формы и методы работы |
1.Диагностика воспитательного потенциала семьи
2.Тест «рисунок семьи»
3.Тематические родительские собрания с привлечением психологов, медицинских работников.
4.Индивидуальные консультации психологов, педагогов-предметников.
5.Организация работы родительского комитета.
6.Круглые столы «Вечер трудных вопросов».
7.Посещение семьи.
8.Переписка с родителями (письменная форма информирования родителей об успехах их детей, советы, пожелания).
9.Организация совместных досуговых мероприятии. |
8. Текущие этапы реализации программы «Хочу всё знать!»
1 этап - информационно – аналитический (2011-2012 г)
Задача этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются различные методы:
Общая диагностика:
- Мониторинг
- Анкетирование ребенка и родителей
- Опрос
- Беседа
- Анализ документов
- Наблюдение
Психологическая диагностика:
- Межличностные отношения в семье.
- Социометрия
- Самооценка
- Изучение внимания
- Изучение памяти
- Изучение словесно – логического мышления
- Эмоционально – личностная сфера
По результатам работы составлен индивидуально - характерологический портрет ученика.
Индивидуально- характерологический портрет ученика.
Ученик 3 класса, возраст 9 лет (наблюдение ведется с 8 лет).
Общее физическое развитие в норме, соответствует возрастным показателям.
Состояние здоровья: в норме, 2 группа здоровья. В последнее время стал щуриться, ссылаясь на то, что плохо видит с доски. Родители обследовали ребенка у офтальмолога, обнаружилось снижение зрения, но от ношения очков сначала отказался, но вскоре решился.
Психологическая атмосфера в семье благополучная, семья полная. Отец – рабочий строительной компании, работает вахтовым методом в г. Москве, образование – среднее. Мать – повар, работает в детском саду, образование – среднее. Отношения в семье теплые, доверительные. В данной школе обучается с первого класса, особым авторитетом среди одноклассников не пользуется. Имеет интерес к лидерству, но лидерскими качествами по оценке психолога не обладает.
Отношения с одноклассниками ровные, дружит с двумя мальчиками, проявляет уважительное отношение к девочкам, не обижает их. Иногда испытывает обиду из-за не понимания со стороны одноклассников, эмоции проявляет сдержанно. Своим положением в классе доволен. На замечания учителей реагирует адекватно.
Учится пос
редственно, хотя имеет неплохие природные данные. Особых усилий не прилагает, чтобы достичь более высоких результатов. Поэтому по итогам четвертей по отдельным предметам имеются «3».
Может самостоятельно играть, рисовать, но выполнять домашнее задание один пока не желает. Письменные задания может выполнять сам, часто при этом до конца не доводит .За устными заданиями нужен контроль, иначе в школу может прийти неподготовленным. Не хватает умения организовать время, рабочее место, поэтому нуждается в помощи родителей. Предпочитает конструировать из «Лего», заниматься моделированием, но может так заиграться, что про учебные задания вспоминает слишком поздно. Ему требуется внимание и одобрение со стороны взрослого.
К общественным поручениям относится не совсем добросовестно. Степень проявления самостоятельности при выполнении разовых поручений средняя, нуждается в напоминании. В ситуации успеха ведет себя открыто, радуется. В ситуации неуспеха тревожится, плачет, самокритичность отсутствует.
Правила и нормы поведения соблюдает, дисциплинирован. Есть привычка во время устных занятий отвлекаться на посторонние дела, средняя концентрация внимания. Старается избегать конфликтных ситуаций, в случае их возникновения ведет себя настойчиво, но не агрессивно. Умеет отстаивать собственное мнение.
Общие выводы:
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Учёба. Имеет хорошую мотивацию, проявляет интерес к знаниям, но по настроению.
2. Дисциплинированность. Старается примерно вести себя, соблюдать правила поведения в школе, на улице, дома.
3. Коллективизм. Общителен и отзывчив. Считается с интересами коллектива, отзывается на просьбы товарищей, участвует в общественно-полезных делах
4. Доброта. Заботлив, добр, отзывчив.
5. Творчество. Проявляет интерес к творчеству. |
1. Сомневается в своих силах, не уверен при ответах.
2. Не всегда проявляет инициативу, не является зачинателем новых дел.
3. Не всегда решительный, иногда колеблется перед ответственным решением.
4. Быстро утомляется.
5. Учится не в полную силу
6. Честность. Любит говорить неправду
7. Долг. С желанием и ответственностью выполняет общественные поручения только в первое время, приходится напоминать не раз.
8. Труд. Не совсем понимает общественную ценность труда, не хватает добросовестного отношения к труду. |
Возможности |
Угрозы |
1. Имеется потенциал проявить себя в школьных, районных конкурсах
2. Есть возможность развивать творческие способности через сотрудничество и организацию занятий с классным руководителем. |
1. Имеет слабое зрение
2. Посещает ДШИ (класс «Народные инструменты»), есть вероятность переутомления. |
Прогнозирование: Состояние тревожности может быть вызвано снижением зрения, недостаточным вниманием со стороны родителей по причине их занятости. При наличии высокого уровня познавательных процессов результат учебы может быть выше. Самооценку необходимо повысить.
2 этап - организационно-деятельностный
Задача – составление и реализация индивидуального плана развития.
Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план, в котором предполагается:
-выявление проблем;
-выявление имеющихся ресурсов;
-планирование деятельности по достижению цели;
-определение степени риска.
Определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных целей на предстоящий период. Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию.
Методы и формы педагогического воздействия:
- Убеждение
- Пример
- Разъяснение
- Пожелание
- Создание ситуаций
- Совместное изучение результатов деятельности
- Внушение
- Тренинг
- Беседа
- Просьба
- Совет
- Одобрение
- Наблюдение
- Ведение учета, записей, дневника
- Соревнование
- Поощрение
- Создание ситуаций успеха
Сотрудничество с родителями:
- Беседы
- Анкетирование
- Консультации
- День открытых дверей
- Родительские собрания
- Классные и школьные мероприятия
- Родительское патрулирование
Дополнительное образование:
Кружковая деятельность(кружок рукоделия), ДШИ
9..Текущие результаты реализации программы:
Модуль «Мой мир знаний»
Название мероприятия |
Форма |
Результат |
Ответственные |
Диагностика уровня обученности |
Мониторинг успеваемости по предметам |
Средние показатели, нет стабильности |
Кл.руководитель |
«Домашняя школа интеллектуального развития» |
Родительское собрание |
Организация режима выполнения домашних заданий |
Кл.руководитель |
«Если ребенок не хочет учиться» |
Консультация для родителей |
Участие родителей |
Кл.руководитель,
психолог |
«Зимушка-зима» |
Конкурс чтецов |
2 место |
Кл.руководитель,
Старшая вожатая |
«Кенгуру» |
Международный математический конкурс – игра |
Результатов нет |
Кл.руководитель |
«Русский медвежонок» |
Конкурс – игра по русскому языку |
6 место в школе |
Кл.руководитель |
«Наши соседи» (окр. мир) |
Практическое занятие |
Участие |
Кл.руководитель,
библиотекарь |
«Мои любимые уроки» |
Викторина – игра |
Участие |
Кл.руководитель |
Школьная олимпиада по математике |
|
3 место |
Кл.руководитель |
«Почему нужно выполнять домашние задания?» |
Классный час |
Участие в обсуждении |
Кл.руководитель, |
«О животных» |
Викторина |
3 место |
Кл.руководитель,
дети |
«Твои возможности» |
Интеллектуальный марафон |
Первая половина рейтинга |
Кл.руководитель,
Зам. директора |
О подготовке к интеллектуальным конкурсам |
Встреча с родителями |
Участие мамы, мама - член родительского комитета класса |
Кл.руководитель |
Развитие саморегуляции и планирования у младших школьников |
Родительское собрание |
Участие родителей |
Кл.руководитель |
Модуль «Я - человек»
Название мероприятия |
Форма |
Результат |
Ответственные |
Диагностика уровня воспитанности |
Тест |
Средний уровень |
Кл. руководитель |
«Считаете ли вы себя культурным человеком» |
Тренинг |
Участие групповое |
Кл.руководитель, психолог |
Педагогика понимания |
Родительское собрание |
Участие родителей |
Кл.руководитель,
Родительский комитет |
О преодолении неуверенности |
Индивидуальная работа |
Беседа с мамой |
Кл.руководитель
|
«При солнышке тепло, при матери - добро» |
Праздник |
Читал стихи, участвовал в инсценировке |
Кл.руководитель,
родители |
«Новогодний карнавал» |
Праздник |
Участие в украшении уголка |
Кл.руководитель,
родители |
«Фабрика звёзд»» |
Конкурс |
Игра на домре (1 место) |
Кл.руководитель.
Учитель музыки |
«А ну-ка, мальчики » |
Конкурс командный |
Капитан команды |
Кл.руководитель,
Старшая вожатая |
Посещение цирка |
Совместный поход класса |
Участие в просмотре и обсуждении |
Кл.руководитель |
Благотворительная акция «Помоги ближнему» |
Помощь детям - сиротам |
Участие |
Кл.руководитель
|
«Спешите делать добро» |
Классный час |
Участие |
Кл.руководитель |
Инсценировка «Семсеркке» |
Выступление перед родителями |
Участие |
Кл.руководитель |
Смотр строя и песни |
Маршировка |
Участие |
Кл.руководитель |
Модуль «Я и моё здоровье»
Название мероприятия |
Форма |
Результат |
Ответственные |
О личной гигиене |
Классный час |
Участие |
Кл.руководитель |
Берегите маленького пассажира |
Конкурс рисунков |
3 место |
Кл.руководитель |
Оценка состояния здоровья |
Медосмотр, консультации специалистов |
Снижение зрения, рекомендованы очки |
Школьный врач |
«Весёлые старты»» |
Спортивный праздник |
Член команды,2 место |
Кл.руководитель, родители |
Поход на природу |
Поход |
Участие с мамой |
Кл.руководитель
Родительский комитет |
«Как сохранить хорошую осанку» |
Классный час |
Участие |
Кл.руководитель.
|
«Травмы – это не случайно » |
Беседа с врачом, |
Участие |
Кл.руководитель |
«Мы выбираем ЗОЖ!» |
Конкурс рисунков |
Участие |
Кл.руководитель |
«Мистер Октябрь и Мисс Осень» |
Игра по станциям |
Участие , 1 место |
Кл.руководитель |
Осенний марафон |
Спортивное соревнование |
Член команды, 1 место |
Кл.руководитель |
Лыжная эстафета |
Спортивное соревнование |
Член команды, 3 место |
Кл.руководитель |
Шорт-трек |
Спортивное соревнование |
Капитан команды 2 место |
Кл.руководитель |
Модуль «Я - член семьи»
Название мероприятия |
Форма |
Результат |
Ответственные |
«Профессии наших родителей»
|
Классный час |
Участие |
Кл.руководитель |
Оценка уровня воспитанности ребенка |
Тест |
|
Кл.руководитель.
|
Отдых на природе |
Совместные походы на природу |
Традиции семьи |
Родители |
Поход с классом на природу |
Поход |
Участие с мамой |
Кл.руководитель
Родительский комитет |
Моя мама – лучше всех! |
конкурс |
2 место |
Кл.руководитель |
Оценка уровня воспитанности |
Тест |
|
Кл.руководитель.
|
Игра по станциям |
Совместное досуговое мероприятие |
Участие мамы |
Кл.руководитель.
|
КВН «Счастливы вместе» |
День открытых дверей для родителей |
Участие мамы |
Кл.руководитель
|
Ведение учета, записей саморазвития |
Ведение портфолио |
Индивидуально и с родителями |
Кл.руководитель, родители |
«Новогодний калейдоскоп» |
Праздник в классе |
Подготовка с родителями |
Кл.руководитель,
|
3 этап – результативно-диагностический.
Задача данного этапа - углубленное психолого-педагогическое изучение развития ребёнка, выявление уровня развития его индивидуальных способностей за определённый период. Приоритетные направления: диагностика познавательной деятельности, сферы межличностных отношений и эмоционально-личностной сферы. Составлена карта успешности развития ребёнка. Контрольная диагностика результатов развития познавательных способностей наметит дальнейшие пути самосовершенствования.
1. Результаты психологической диагностики за 2011 – 2012 учебный год
Ф.И.О.: Долгов Егор Романович, возраст 9 лет; Класс 3, МБОУ «Октябрьская СОШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.
1.Особенности физического развития.
Физическое развитие ребенка соотв6тствует возрастной норме.
Вес 23 кг, 140 рост см. У мальчика плохое зрение, выраженная близорукость, что корректируется ношением очков.
Особых проблем со здоровьем нет, наличие хронических заболеваний не выявлено. Мелкая моторика развита отлично, легко манипулирует мелким инструментами и предметами.
Методы: анализ документации, беседа с ребенком, классным руководителем, наблюдение, изучение рисунков и записей мальчика в тетрадях.
2. Характеристика семейной среды.
В состав семьи подростка кроме него самого входят: мать, отец и старший брат. Мать работает поваром в детском саду «Колос».Отец ездит на заработки в Москву, в связи с чем подолгу отсутствует. Старший брат обучается в 6 классе.
Отец и мать являются значимыми людьми для Егора, к их мнению мальчик прислушивается, но по различным причинам может и не выполнить всех требований родителей.
Отношения с братом ровные, конфликты случаются редко, Егор считается с мнением старшего брата.
Методы: методика «Рисунок семьи», «Цветовой тест отношений», беседа с ребенком, классным руководителем
3. Взаимоотношения ученика со сверстниками.
Мальчик в классе имеет достаточно друзей, по данным социометрического исследования он принадлежит к статусу предпочитаемых.
В основном его друзьями являются мальчики. К девочкам относится равнодушно, тяги к общению с ними не испытывает. Со своими друзьями Егор ответственен, доброжелателен, однако иногда пытается решать собственные проблемы за счет некоторых одноклассников.В силу природного ума и сообразительности мальчик может проявить хитрость и изворотливость. Эти качества отмечает классный руководитель.Помимо школьных друзей у Егора обширный круг общения в Детской школе искусств.
Методы: социометрия, беседа с классным руководителем, социальным педагогом, самими подростком.
4. Учебная и трудовая деятельность
По уровню успеваемости мальчик может опередить многих своих товарищей. Однако объективно, его можно назвать средним. Наибольший интерес вызывают уроки Математики, информатики, физической культуры, трудового обучения и музыки. В меньшей степени его интересуют языки.
По предпочитаемым предметам имеет достаточно высокие отметки. По словам классного руководителя, Егор мог бы учиться гораздо лучше, однако лень, пренебрежительно отношение ко многим предметам делает это невозможным. Мальчик посещает музыкальное отделение Детской школы искусств по классу «Народные инструменты».
Егор подолгу может засиживаться за компьютером, уделяя длительное время компьютерным играм, поэтому иногда на другие виды деятельности не хватает времени.
То же самое можно сказать и в отношении трудовой деятельности. Что-либо выполняется только тогда, когда представляет сильный интерес или вызывает желание.Что касается дисциплины при выполнении трудовой деятельности, то ее выполнение можно назвать удовлетворительным. Таким образом, основным мотивом учебной и трудовой деятельности является мотив самоутверждения.
Методы: анализ документов, беседа с классным руководителем, социальным педагогом, самими подростком, наблюдение, анализ творчества подростка.
5. Направленность личности школьника.
Характеризуя направленность личности необходимо отметить, что основными ценностями, которые являются для мальчика первостепенными, выступают общение с друзьями в плане собственного самоутверждения, при этом Егор стремится выдвинуться в лидеры, в некоторой степени пытается навязать свое мнение.
Что касается развития способностей, то они выражены достаточно хорошо, особенно музыкальные. Мальчик охотно занимается на домре, русском народном струнном щипковом инструменте, развивает свои способности, обучаясь на музыкальном отделении детской школы искусств. Преподаватели школы искусств отмечает дисциплинированность и старание мальчика.
Методы: анализ документов, беседа с классным руководителем, социальным педагогом, самим подростком, наблюдение, анализ творчества ребенка.
6. Интеллектуальные особенности ученика.
Мальчик проявляет высокий уровень развития общих интеллектуальных способностей. Быстро схватывает все новое, умеет сравнивать, выделять характерное, делать выводы.
Преобладает образное мышление, однако уровень понятийного тоже очень высок.
Что касается развития таких познавательных психических процессов как внимание, память, восприятие, воображение то нужно отметить следующее.
Кратковременная память у мальчика развита очень хорошо, однако долговременная имеет средний уровень. Объем памяти выше среднего. Преобладает непроизвольная форма, после занятий по развитию памяти наблюдается улучшение смысловой(логической) памяти, положительная динамика в увеличении объема памяти.
Внимание мальчика устойчиво, однако преобладает непроизвольная форма. Восприятие развито очень хорошо, отмечается быстрота идентификации объектов вне зависимости пространственного положения, их соотношения друг с другом. Мальчик наблюдателен, быстро отмечает изменения, происходящие в окружении. Тонко чувствует собеседника, реагирует на изменения его настроения. Мониторинг развития объема внимания после занятий тоже имеет положительную динамику.
Методы: наблюдение, экспериментальные методики «Таблицы Шульте», «Пробы Бурдона», «10 слов», «Смысловые единицы» Мальцевой К.П., методика Мюнстберга.
7. Особенности нервной системы и темперамента.
По данным диагностического исследования мальчика можно отнести к типу темперамента – сангвиник. Егору характерен сильный тип нервной системы, уравновешенность нервных процессов.
Мальчик экстровертирован, имеет высокую скорость образования условных реакций, для него характерно активное устранение рассогласований между субъектом и средой.
Ригидность имеет средний показатель. Эмоциональная устойчивость выше среднего (пограничное значение между средним и высоким уровнем).
Егор к сензитивен к различного рода экзогенным воздействиям, быстро приспосабливается к сложившейся ситуации.
Методы: наблюдение, методика «Самооценка структуры темперамента» по Б.Н. Смирнову, методика «Шкала оценок для измерения реактивности» по Я. Стреляу, «Опросник Я. Стреляу).
8. Особенности характера.
Наблюдение за ребенком, использование методик диагностики черт характера позволяет охарактеризовать Егора как дружелюбного, общительного, жизнерадостного мальчика.
Для него характерны такие черты как требовательность внимания к своей персоне, стремление к удовлетворению своих потребностей любым способом, стремление к самоутверждению.
По отношению к менее успевающим и физически слабым детям проявляет сочувствие, пытается поддержать и помочь. Самооценка у мальчика завышена, что может быть защитой на реальное положение дел.
Мальчик настойчив в достижении значимых целей, однако неудачи выбивают его из колеи, особенно это проявляется в отношении учебной деятельности. Если какой-то предмет ему не удается, то в последствии Егор обесценивает его значение в своей жизни и прилагает минимум усилий для достижения успехов в этой области.
Мальчику сложно организовать целенаправленную деятельность, это связано со слабым развитием волевых процессов. Преодоление трудностей вызывает у Егора негативные переживания, и он использует метод ухода.
Методы: опросник Р.Кетелла (подростковый вариант), опросник Айзенка (подростковый вариант), наблюдение, беседа с классным руководителем, беседа с мальчиком.
9. Общие выводы
Обобщая сказанное выше нужно отметить, что для мальчика характерны как позитивные, сильные стороны, так и негативные, слабые.
К основным сильным сторонам личности Егора можно отнести следующее: высокий уровень интеллекта, общую доброжелательность подростка, его направленность на общение и познание социального мира, стремление к самоутверждению, желание быть значимым, компетентным.
К основным слабым сторонам можно отнести определенную конформность (зависимость от мнения сверстников, учителя и родителей), может подражать негативному поведению окружающих, неумение волевого концентрирования в учебе, избегание неудач, обвинение в своих неуспехах окружения, но не себя.
Развитие личности мальчика в дальнейшем может пойти двумя путями. Первый путь связан с преодолением тех негативных качеств, которые характерны для Егора. Этот связан с позитивным самоутверждением, реализацией собственного потенциала через социально значимую деятельность. Этот путь возможен только при активном участии родителей мальчика.
Второй путь связан, с удовлетворением сиюминутных желаний и стремлений мальчика, без проявления волевой активности для преодоления возникающих трудностей. В этом случае можно прогнозировать риск асоциального поведения.
По мнению классного руководителя наиболее вероятен первый путь, так как родители неравнодушны к развитию своего ребенка и заинтересованы, чтобы он развивался как интеллектуально, так и творчески.
10. Работа по формированию личности школьника.
За время изучения личности школьника была проделана следующая работа:
1. Беседа с мальчиком о его поведении в различных ситуациях, с выяснением основных детерминант такого поведения.
2. Объяснение данных, полученных во время психологической диагностики. С указанием на те стороны личности мальчика, к которым необходимо уделить особенное внимание.
3. Конструирование ближайшего будущего, обозначение ближайших перспектив жизни ребенка, мотивация его на социально-значимые поступки.
4. Постановке проблемы о необходимости изменения некоторых качеств личности мальчика.
Педагог-психолог Иванова Г.Н.
2. Успеваемость по четвертям

3. Уровень воспитанности

4. Динамика развития
- Положительная динамика познавательных процессов – учится лучше
- Самооценка стала адекватной.
- Снизился уровень тревожности.
- Положение в классе – проявляется лидерство. В 3 четверти был выбран помощником командира группы.
- Качество знаний среднее, показатели улучшились.
- Повысилась степень активности, самостоятельности. В организации классного самоуправления хорошо проявил себя при чередовании творческих поручений, в групповой работе. Были удачные самостоятельные подготовки в проведении классных часов. Успешное добровольное участие в интеллектуальных и творческих конкурсах.
- Родители прислушиваются к мнению педагогов, принимают активное участие в делах класса. Не обделяют вниманием младшего сына.
5.Карта успешности развития ребёнка
Достижения |
Место |
Районный - конкурс «Моя мама – лучше всех!» |
2 место |
Школьный конкурс рисунков «Берегите маленького пассажира» |
3 место |
Осенний марафон |
1 место |
Конкурс чтецов в классе «Зимушка-зима»» |
2 место |
«О животных» викторина в классе |
2 место |
Спортивные эстафеты |
2 место |
Школьная олимпиада по математике |
3 место |
«Фабрика звёзд» школьный конкурс |
1 место |
Игра по станциям в классе |
1 место |
Шорт-трек |
2 место |
6. Список литературы
1. Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
2. Внеклассные мероприятия. 3 издание. 1-4 классы. Л.Н.Яровая, О.Е.Жиренко и др. Москва, «ВАКО»,2007 г.
3. Классные часы.1-4 классы. Т. Н. Максимова. Москва, «ВАКО»,2008 г.
4. Развитие творческих способностей младших школьников. Под. ред. О.Г. Селивановой, Киров, 2003г.
5. Справочник классного руководителя. 1-4 классы.Н.И. Диреклеева. Москва, «ВАКО»,2007 г.
Программа индивидуального развития - скачать
|